Как убивали Запорожский электровозоремонтный

Вчера, 9 июля, около 30 сотрудников Запорожского электровозоремонтного завода пикетировали Запорожскую областную администрацию. В силу малочисленности акции протеста и в силу того, что ЗЭРЗ не принадлежит к топ-предприятиям города, выступление горожан осталось практически незамеченным. И напрасно – современная ситуация на этом столетнем (основанном аж в 1905 году) заводе – пример того, как за несколько лет можно превратить успешное прибыльное предприятие в руины. Пока это руины только финансовые, но…

zerz01Как выяснил “Люстратор. Запорожье”, поводом для акции протеста стало недавнее назначение и.о. руководителя ЗЭРЗ (заводом владеет Министерство инфраструктуры – оно и проводило конкурс в конце июня) – им стал 36-летний Олег Винник, имеющий управленческий опыт, в том числе в транспортной и ремонтной сферах. Хотя в социальных сетях в преддверии пикета некоторые работники предприятия говорили о «митинге против Винника», реально предъявить новому руководителю какие-либо претензии трудно – он по сути еще и не приступал к работе. Разве что его можно упрекнуть за то, что не уроженец Запорожской области.

Заводчан больше возмущает скорость смены руководителей: Олег Винник – уже четвертый за последние три года. При этом чехарда начальников накладывается на простои завода, задержки зарплат, катастрофический спад производства.

Менеджер от бога

Еще 2013 год прошел для ЗЭРЗ более чем радужно. Завод закончил год с чистой прибылью в 46,8 млн грн! (данные из финансового плана завода на 2015 год) При этом сотрудники были загружены работой по полной – работали по нормальному графику, а зарплаты получали на уровне средних в промышленности, не уступая той же «Запорожстали».

zerz-finplan-2015

А впереди манил совместный украинско-чешский проект. Если помните, как раз в те годы активно обсуждалось создание некоего электровозостроительного СП при участии ЗЭРЗ с одной стороны и известной фирмы Skoda с другой стороны. При этом чехи собирались инвестировать в новый проект 1 млрд грн!

Точнее, можем оптимистично написать «собираются», а не «собирались» – проект не отменен, но отложен. Официально – в связи с нестабильной политической ситуацией в стране и российской агрессией. Неофициально – в связи с опасениями чешской стороны в отношении руководства предприятия. И это неудивительно: в 2014 году завод возглавил Геннадий Политыкин, за которым с 2008 года тянулся шлейф уголовного дела по факту нецелевого использования государственных денежных средств и превышения служебных полномочий (а за его женой, работавшей в администрации «Укрзалізниці» – шлейф уголовного дела по факту «просто» превышения служебных полномочий).

Именно в 2014-м на ЗЭРЗ развернулась сомнительная деятельность такого размаха, какого не было, наверное, с 90-х. Журналисты-расследователи едва ли не раз в две недели отчитывались о новом подозрительном тендере или новой подозрительной закупке товаров и услуг на заводе. И результат такой деятельности не заставил себя долго ждать – по финансовым показателям 2014-го ЗЭРЗ с обвалился в «минус» – сразу после многомиллионных прибылей! Рабочую неделю пришлось сокращать, а вместе с ней – и зарплаты работников. Завод стал месяцами простаивать.

Важной, хоть и не единственной, причиной провала ЗЭРЗ на рынках в 2014 году стали неконкурентоспособные цены услуг и продукции. А они и не могли быть иными – ведь к составляющим себестоимости добавились переплаты по тендерам, «коррупционный налог», «доля» тех, кто «крышевал» деятельность Политыкина.

zerz02

Третья сторона

Впрочем, проблемы завода зарождались еще до прихода Политыкина. В украинских реалиях прибыльное, успешное, твердо стоящее на ногах государственное предприятие… было обречено на выкачивание из него денежных средств. Что и происходило повсеместно. С той лишь разницей, что до определенного момента схемы слива бюджетных денег в частные карманы не мешали существованию предприятия.

Однако не все злоключения ЗЭРЗ можно списать на банальную жадность и глупость коррупционеров – мол, растащили завод; украли на миллион, а продали за червонец. Вероятно, завод стал жертвой более хитрой комбинации.

Вернемся к вопросу создания украинско-чешского СП. Когда в 2014 году договоренности с чехами уже приближались к финалу, Кабмин рассказал о формате будущего сотрудничества: для развития нового направления будет создано ООО «Запорожский локомотив», учредителями которого станут Skoda, ЗЭРЗ и… Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО). Если присутствие в учредителях ООО первых двух предприятий очевидно и вопросов не вызывает, то упоминание ХЗПТО настораживает. Не совсем понятно, каким образом предприятие из Харькова может быть необходимым для запорожского завода. Своей продукцией – подъемными кранами? Возможно. Но, во-первых, такая продукция есть и в Запорожье. А во-вторых, зачем брать кого-то в соучредители, если нужную продукцию можно просто купить?

Кроме того, насколько вообще надежный соучредитель харьковский завод. Да, показывает многомиллионные ежегодные прибыли. Однако это всё же частное ООО, с уставным фондом меньше 30 млн грн – несоразмерно ни активам ЗЭРЗ и тем более Skoda, ни предполагаемому объему инвестиций – 1 млрд грн. «ООО», как мы знаем, означает, что его владельцы в случае форс-мажора рискуют только уставным фондом, а в остальном умывают руки – «с ограниченной ответственностью». К тому же, ХЗПТО обладатель далеко не идеальной репутации – в 2012 году предприятие попалось на незаконном использовании недр – а именно воды из подземных источников. Госэкоинспеция оценила нанесенный государству ущерб в 2 млн грн.

Победитель получает всё

Появление среди учредителей украинско-чешского СП третьей стороны может объяснить внезапную разруху на ЗЭРЗ. Существует проверенная годами схема своеобразного рейдерства, постепенного захвата предприятий (особенно – государственных или коммунальных). Два субъекта создают какой-то общий бизнес, после чего у одного из соосногвателей начинаются проблемы: растут долги, простаивает оборудование, возникают судебные тяжбы… В конце концов, доля данного предприятия в общем бизнесе стремительно уменьшается и в итоге предприятие становится банкротом. Второй субъект (который, конечно, инициировал и создание общего дела, и последовавшие проблемы для своих партнеров) как правило получает все: имущество, активы, кадры, заказчиков и поставщиков.

В случае с ООО «Запорожский локомотив» при дальнейшем развитии событий по имеющемуся сценарию, в конце концов – при банкротстве электровозоремонтного завода – ХЗПТО становится непосредственным партнером Skoda, одним из двух «мажоритарных» совладельцев современного машиностроительного предприятия с 1 млрд грн инвестиций!

«Люстратор. Запорожье» продолжит следить за развитием событий на ЗЭРЗ и работой нового руководителя Олега Винника.

Александр Тарасов,

специально для Lustrator.com.ua

You may also like...

1 Response

  1. 28.04.2016

    […] Читайте статью «Люстратора. Запорожье»: Как убивали Запорожский электровозоремонтный […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *