Велодорожка, вымощенная благими намерениями

В начале июня мэр Запорожья Александр Син анонсировал строительство первой в городе велосипедной дорожки: на улице Новокузнецкой в Южном микрорайоне.

Слова вроде бы не разошлись с делами. Уже вскоре тротуар на улице обновили: вместо асфальта стали выкладывать плиткой, а часть тротуара выложили плиткой красного цвета. Городской голова и чиновники удовлетворенно указали на «красную дорожку»: вот вам, дескать, и место для велопрогулок.

velodorozka

(Фото пресс-службы городского головы Запорожья)

Велолюбители дружно зааплодировали: мол, первый шаг сделан… Проблема в том, что большинство велолюбителей города не очень хорошо представляло, чего именно они хотят, а потому «проглотило» мэрский проект, не поморщившись. А вот велосипедисты со стажем и хорошей теоретической базой посмотрели скептически на новый объект (если так можно назвать плитку, отличную по цвету от обычной тротуарной), а после заглянули в документацию.

Строительство велодорожек строго регламентировано государственными строительными нормами (державні будівельні норми – ДБН), также широко известными в узких кругах под старым названием «СНиП» – строительные нормы и правила. Эдакий ГОСТ для строителей.

Так вот, ДБН (как, впрочем, и ПДД) не предусматривают вообще создание велодорожек как части тротуара! Они могут быть либо разметкой выделены на проезжей части, либо существовать сами по себе. ПДД, кстати, четко устанавливают, что на тротуаре велосипедист должен свой транспорт КАТИТЬ (что невдомёк многочисленным «гонщикам» на проспекте Ленина).

Итак, и с точки зрения строительства, и с точки зрения правил дорожного движения, и с точки зрения здравого смысла велодорожки на Новокузнецкой в предложенном виде быть не должно. Потому далее в тексте мы её будем называть исключительно «велодорожкой».

По проекту (и по уже выполненным работам «в натуре») ширина «велодорожки» на Новокузнецкой составит 1,2 м. Что не соответствует ДБН – нормы устанавливают минимальную ширину велодорожки в 1,5 м. Это касается одностороннего варианта. Дорожка в Южном микрорайоне на данный момент вообще представлена как двусторонняя. ДБН указывают, что одна полоса дорожки не может быть меньше 1 м. Таким образом, ширина велосипедной зоны должна была составлять минимум 1,5 м, оптимально (и обязательно, если речь идет о двустороннем велодвижении!) – 2 м.

velo01ДБН также обязывают ограждать дорожки для «железных коней» зелеными насаждениями (кустарником), шириной не менее 0,8 м. Это – полосы безопасности. В условиях ограниченного пространства насаждения можно заменять периллами. Как мы видим, никаких зеленых насаждений и перилл около «велодорожки» нет и уже быть не может – разве что разбирать и заново собирать плитку.

Сами велосипедисты указывают и на то, что в нынешнем виде «велодорожка» никак не обозначена – кроме как красным цветом плитки: нет разметки, нет и, похоже, не предусмотрены соответствующие знаки. По большому счету, человеку, не читающему и не смотрящему местные новости трудно будет понять, что именно здесь находится дорожка для велосипедистов.

Что имеем в сухом остатке?

Во-первых, «велодорожка» в таком виде, который предложен сейчас, представляет собой прямую опасность и для велосипедистов, и для пешеходов. Ее только с натяжкой можно считать пригодной для использования в одностороннем движении. При двустороннем движении… даже не вполне понятно, как на отведенных 1,2 м могут разминуться два велосипеда. Шансы избежать столкновений велосипедистов с пешеходами и друг с другом стремятся к нулю.

Во-вторых, предложенная «велодорожка» является незаконной по своей сути. И тут возможны два варианта. 1) ГАИ установит соответствующие знаки и таким образом легализует абсурдную с точки зрения ПДД территорию; 2) ГАИ официально зону велосипедной не признает (и правильно сделает!), а значит движение по ней будет уже абсолютно точно противоречить ПДД. Не зря опытные велосипедисты уже сейчас советуют продолжать ездить на улице Новокузнецкой по проезжей части – так как там во всяком случае «правила игры» понятные и четкие.

В-третьих, налицо откровенно популистский шаг мэрии и конкретно Александра Сина, сделанный к тому же даже без консультаций с экспертами и собственно теми, для кого проект должен был предназначаться – велосипедистами.

Представители общественной организации «Урбан-движение «Запорожье велосипедное» уже не первый день не перестают удивляться всё новым недочётам, обнаруженным в «велодорожке», которую коммунальщики продолжают строить, а городские власти – рекламировать.

Вечером 2 июня на своей странице в соцсети «Вконтакте» они, если так можно выразиться, подвели предварительные итоги (стилистика оригинала сохранена):

«это работа вообще то наших местных властей и мэрии, которую мы делаем за них:
1) узнать что населению нужно где и в каких количествах
2) проанализировать
3) проинформировать
4) построить
5) посмотреть на ошибки
6) улучшить и PROFIT!

У нас в городе все делается по такой схеме:
1) ничего не делаем пилим бабло
2) ничего не делаем пилим бабло
3) ВЫБОРЫ!!!111 ААААааа
4) строим строим
5) получите распишитесь, прийдите поголосуйте!»

Подготовила Анастасия Скулова,

специально для Lustrator.com.ua

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *