Нелегальные перевозки, коррупционные схемы, «смотрящие» в транспортной сфере – власть неоднократно объявляла войну нелегалам, создавала черные списки перевозчиков-нарушителей. Своих должностей из-за недобросовестной работы в этом направлении лишались целые заместители губернатора.

fИ если раньше многие проблемы возникали из-за того, что право на осуществление перевозок на междугородных и пригородных маршрутах общего пользования фактически «раздавалось», то сейчас – проводятся конкурсы. Вот только с их результатами не согласны проигравшие перевозчики и в судебном порядке пытаются получить право перевозить пассажиров на «злачных, но золотых» маршрутах.

Отметим, 14 сентября завершился финальный этап конкурса по определению победителей по перевозке пассажиров на междугородных и пригородных автобусных маршрутах общего пользования, которые не выходят за пределы территории Запорожской области.

По информации Департамента промышленности и развития инфраструктуры ОГА, конкурсы были объявлены по 60 объектам. По результатам проведения конкурсов было определено 15 победителей: ООО «Запорожградтранс-1», ООО «Запорожская перевозочная компания», ООО «Авто-Кичкас-1», ООО «Автопредприятие «Авто-Сич», ООО «Альфа Транс», ООО «Пригородные сообщения», ООО «Юнистар-Авто», ФОП Губко В.Ф., ООО Косарев Александр Алексеевич, ООО «Автобусный парк», ООО Шамшев Николай Валентинович, ООО «ТРАНЗИТ», ООО «ТРАНСАГРО», ООО «АТП АСА», ООО Гончаров Владимир Николаевич.

ОГА и перевозчики-победители заключили договоры на организацию пассажирских перевозок. Однако выяснилось, что три из числа проигравших компаний, которые пребывают под покровительством Игоря Иванова, подали в суд на Запорожскую обладминистрацию. Очередное судебное заседание состоится 17 ноября.

— Мы выиграли право на осуществление перевозок на прямом маршруте «Запорожье-Вольнянск» в народе этот маршрут называют «семеркой». По конкурсу мы выиграли 8 единиц транспорта А, Б класса. Заключили все необходимые договоры, вывели технику и приступили к работе, но проигравшая компания, которая подконтрольна Игорю Евгеньевичу Иванову, решила в судебном порядке оспорить результаты конкурса. Больше того, они, не дожидаясь решения суда, вывели на маршрут свой транспорт, который работает нелегально, — говорит директор одного из крупных запорожских автотранспортных предприятий и добавляет, что этой проблемой должен заинтересоваться Антимонопольный комитет, УкрТрансИнспекция и ОБЭП.

— По закону, человек, который является владельцем автовокзалов, не имеет право заниматься пассажирскими перевозками – конфликт интересов, — говорит руководитель АТП.

Оказалось, что «Google» знает об Игоре Иванове и его отце – Евгении Порфирьевиче много интересного.

К примеру, Игорь Евгеньевич Иванов – директор ГП «Запорожьеавтотранссервис», контролирует ОАО «Запорожавтотранс» (28 автобусных станции региона). Отметим, что ранее директором территориального производственного объединения «Запорожавтотранс» был отец Игоря – Евгений Порфирьевич. Он является уроженцем Донецка. До того, как переехать в Запорожье, он руководил АТП 04113, которое позже возглавил экс-президент Виктор Янукович.

Кроме того, Игорю Иванову подконтрольны порядка десяти фирм-перевозчиков. По неофициальным данным, семья Ивановых контролирует 70% пассажироперевозок области, а официальный годовой доход компаний исчисляется более сотней миллионов гривен. Например, только выручка автостанций в прошлом года составила свыше 130 миллионов гривень.

— Я могу сказать, что Игорь Евгеньевич Иванов является самым крупным нелегальным перевозчиком в Запорожской области, — говорит директор «Запорожградтранс-1», — После того, как предприятие-перевозчик выигрывает конкурс, он по закону обязан прийти к владельцу автовокзала и заключить договор. Что происходит на самом деле? Приезжают наши маршрутки на вокзал, становятся на платформу, а пассажиров нет. Почему? А потому что за несколько минут до нашего приезда, появилась другая маршрутка, которая также курсирует из Запорожья в Вольнянск, собрала пассажиров и уехала. Начинаем узнавать у руководства автостанции, а другого рейса официально нет. То есть работает нелегал. На вокзале он появиться мог только с разрешения руководства АС. Таким образом, для того, чтобы нормально работать, легальному перевозчику не остается ничего другого, кроме как прийти «на поклон» к Игорю Иванову и заплатить ему до 5000 гривень в месяц с машины. После того, как мы отказались от такого «сотрудничества», нам пришлось начинать рейс с пл. Свободы (либо «Гортоп» — район рынка Анголенко). Кроме того, мы столкнулись еще и с тем, что наших водителей «подрезают», оказывают психологическое давление, угрожают, но сейчас же не 90-е. «Ауди», «Фольксваген» и «Тойота Кэмри», госномера нам также известны, они постоянно преследуют наших водителей, — говорит руководитель предприятия.

Вот номера автомобилей: «Ауди» АР8185, «Фольксваген Туарег» АР3331, «Тойота Кэмри» АР3339. Водители этих автомобилей намеренно провоцируют ДТП и подвергают опасности жизнь пассажиров. Все для того, чтобы те же пассажиры были недовольны качеством обслуживания и более того, если случится авария, чтобы потом на каждом углу кричать о несоответствии перевозчика правилам.

Из неофициальных источников стало известно, что за этими провокациями стоит некий Александр Аганин, который официально является руководителем ОО «Миротворец». В сфере автотранспорта его называют легализованным рэкетиром, который ходит по АТП и настойчиво предлагает: «Не хочешь проблем, заключай с нами договор на охрану своих маршруток».

При этом, по словам директора автотранспортного предприятии – нашего собеседника, к его предприятию на сегодня нет претензий ни у пассажиров, ни у Вольнянской местной власти.

— Мы перевозим людей с 5 утра до 21:00. Больше того, раньше стоимость проезда составляла 12.50 грн за поездку, то сейчас мы снизили до 8 грн, — заявляет руководитель АТП.

Вполне возможно, что подобные проблемы существуют и на других маршрутах. Разобраться в ситуации должен Антимонопольный комитет и опять же УкрТрансИнспекция и правоохранители.

Впрочем, как говорят сами перевозчики, надеяться на то, что поборы прекратятся и монополия будет разрушена не стоит, ведь Иванов является одноклассником и давним другом главы Антимонопольного комитета. Собственно, в свое время именно Иванов содействовал появлению в местном отделении АМК этого руководителя и «оплатил» это кадровое назначение в столице.

О размахе и масштабности «империи Иванова» говорят интересные факты, которые сложно подтвердить, но о которых знает каждый, кто посвящен в систему автоперевозок. Например, все привыкли, что никто не выдает в маршрутках билеты. Но оказывается, что даже когда осуществляется продажа проездного документа при помощи кассового аппарата, не всегда это отображается в фискальной службе – информация через устройство просто не поступает в общую базу данных. То есть Иванову удалось изыскать такого «хакера», который смог обойти государственную систему работу кассовых аппаратов. И на эту информацию правоохранители смотрят сквозь пальцы уже который год.

А его верный подельник Аганин, настолько уверовал в безнаказанность, что помимо пассажироперевозок решил замахнуться на «защиту» запорожских фермеров. Представляясь именами разных высокопоставленных чиновников и силовиков, он предлагает свои охранные услуги, обещая неприкосновенность со стороны контролирующих органов. Всем, к кому приходит этот человек важно понимать методы его «деятельности» и помнить хотя бы один факт его насыщенной биографии: именно Аганин под покровительством «смотрящего» несколько лет назад вывозил по ночам песок с Южного микрорайона и благодаря все тому же «золотому офису» оставался неприкосновенным для правоохранителей.

Александр Тарасов,

специально для «Люстратор. Запорожье»