Запорожье может «влезть» в кредиты с выплатами по полмиллиарда в год

Уже сегодня Запорожье должно отдавать 267 миллионов гривен каждый год по взятым ранее кредитам. Если планы городской власти взять еще один кредит сбудутся, то к этой четверти миллиарда миллионам добавится еще почти столько же. И какое-то время мы даже будем расплачиваться по ним одновременно. 

“Запорожский центр расследований” посчитал, сколько мы уже набрали долгов, и сколько хотим взять еще. Заранее укажем — для пересчета валют использовался курс НБУ на 27 октября, 25.1 для доллара и 27.9 для евро.

Итак, в 2018-м город взял три кредита.

Безымянный-5

Безымянный-5

Что есть сейчас?

Первый кредит был выдан “Укргазбанком” для КП “Международный аэропорт Запорожье” на 10 млн.долларов, сроком на 5 лет под 7,5 % годовых. Деньги взяли на строительство пассажирского терминала D.

Другие два кредита взял горсовет для погашения “разрывов” в бюджете развития. Чтобы все городские стройки-ремонты шли без задержек. Кредиты получили в “Ощадбанке” и “Укргазбанке” — по 250 млн.грн под 17,6 % годовых на 5 лет. Кроме того, 1,1% составляет разовая комиссия.

Мы сделали запрос, и выяснили, что КП “Международный аэропорт “Запорожье” уже взяло 8 млн, по состоянию на 1 октября, из кредитной линии в 10 миллионов. Также было выплачено 6,6 млн.грн  по процентам, а основную сумму еще не погашали.

Также, по состоянию на 1 октября, город получил в “Ощадбанке”  203 млн.грн, выплатив 32 млн.грн по процентам. И мы уже выбрали всю кредитную линию в четверть миллиарда в “Укргазбанке”, выплатив 38,3 млн.грн процентов, и 10,4 млн по телу кредита.

Итого, за уже прошлогодние кредиты в этом году Запорожье выплатило 87,3  миллионов гривен. При том, что это выплачиваются большей частью только проценты, пока еще — без основной части “тела”.

А давайте посчитаем, сколько надо будет выплачивать уже в следующем году 2020-м году, с “полной нагрузкой” — и процентами, и телом?

Аэропорт — 10 миллионов, на пять лет, под 7,5 годов. Каждый год КП должно выплачивать 2 млн.долларов или 50,2 млн.грн по кредиту, и 750 тыс.долларов или 18,8 млн.грн по процентам. Итого — 79 миллионов гривен в год. Сегодня чистая прибыль КП только начинает приближаться к этим показателям, малейшее валютное колебание или спад экономической жизни в стране заставят горсовет, как гаранта по долгу, докладывать деньги из бюджета еще и на эту выплату.

Два кредита по 250 миллионов, тоже на пять лет, со ставкой в гривне в 17,6 годовых. По каждому из них надо платить 94 млн.грн в год — 50 миллионов по “телу” и еще 44 миллиона процентов. По каждому, подчеркнем.

То есть, один на аэропорт и два на бюджет — имеем 79 плюс 94 плюс 94, итого — 267 миллионов в год. Подчеркнем — это то, что уже взято, освоено, и от него мы не сможем отказаться.

А теперь о планах “заводомэрии” добавить к этой сумме еще почти столько же.

Что может быть?

В этом году, горсовет планирует взять 55 млн.евро  у “Международной финансовой корпорации”(IFC). IFC — это одно из подразделений Всемирного банка, которое не требует госгарантий под кредиты, в отличие от более известной структуры ВБ — Международного банка реконструкции и развития.

За деньги IFC город хочет профинансировать программу “Розумне місто”.

Цель программы — улучшить инфраструктуру города путем внедрения новых технологий. Ранее, в рамках “Розумного міста”  уже были установлены табло на остановках, gps-трекинг городском транспорте, а также электронные сервисы — медицинский, туристический и другие.
В этот раз, на деньги полученные от корпорации планируют вложить в развитие транспортной системы, во внешнее освещение и решение экологических проблем.

Средства поделят на два транша: первый будет выдан в 2020-м году на сумму 23 млн.евро, а второй — в 2021-м на 32 млн.долларов. На второй транш “дадут добро” лишь в том случае, если аудиторская проверка признает, что деньги по первому траншу были израсходованы добросовестно и по назначению.

Деньги дают под 6-7% годовых на 13 лет. Также горсовет обязуется выплатить разовую комиссию в размере 60 тыс. долларов в течение 30 дней, после получения средств и еще 230-345 тысяч евро единоразово за открытие кредитной линии.

Первые три года будут льготными, то есть горсовет сможет платить только проценты начисленные на сумму, а последующие 10 лет к проценту прибавится и тело кредита. Таким образом, по первому траншу, горсовет обязуется выплачивать 1,4 млн.евро или 39,3 млн.грн в первые три года, и по 3,7 млн.евро или 103,9 млн.грн в последующие 10 лет.

По второму же, нужно будет выплачивать 1,9 млн.евро, это 53,4 млн.грн годовых в льготный период, и по 5,1 млн.евро, что составляет 143,3 млн.грн в последующее годы. Однако, стоит отметить, что в 2020-м году будут местные выборы и потому сложно судить, будут ли преемники нынешней власти брать следующий транш в 2021-м.

Но в итоге, общая сумма выплат за два транша на “Розумне мисто” достигает 247 миллионов гривен — когда они будут освоены в полном объеме и когда придется отдавать и тело, и проценты.

Если сопоставить графики отсрочки, которые дает IFC, с теми выплатами, которые уже должны идти сейчас, то мы получаем, что на 2022 и 2023-е годы приходится “наложение” отдачи долгов и по нынешним и по будущим возможным кредитам. 267 миллионов уже реальных и 247 миллионов возможных — 514 миллионов, пол-миллиарда, придется отдавать в эти годы.

При этом, отдавать мы будем в привязке к курсу доллара. И любое серьезное падение национальной валюты существенно увеличит сумму к возврату. Как было в Запорожье в нулевых годах с кредитом ЕБРР “Водоканалу” и как сейчас происходит в Харькове с кредитом на парк Горького.

Но похоже, что нынешнюю городскую власть столь отдаленные проблемы не волнуют.

 

Вероника Хорольская, Сергей Сидоров

«Запорожский центр расследований»

 

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *