Уже сегодня Запорожье должно отдавать 267 миллионов гривен каждый год по взятым ранее кредитам. Если планы городской власти взять еще один кредит сбудутся, то к этой четверти миллиарда миллионам добавится еще почти столько же. И какое-то время мы даже будем расплачиваться по ним одновременно. 

“Запорожский центр расследований” посчитал, сколько мы уже набрали долгов, и сколько хотим взять еще. Заранее укажем — для пересчета валют использовался курс НБУ на 27 октября, 25.1 для доллара и 27.9 для евро.

Итак, в 2018-м город взял три кредита.

Безымянный-5

Безымянный-5

Что есть сейчас?

Первый кредит был выдан “Укргазбанком” для КП “Международный аэропорт Запорожье” на 10 млн.долларов, сроком на 5 лет под 7,5 % годовых. Деньги взяли на строительство пассажирского терминала D.

Другие два кредита взял горсовет для погашения “разрывов” в бюджете развития. Чтобы все городские стройки-ремонты шли без задержек. Кредиты получили в “Ощадбанке” и “Укргазбанке” — по 250 млн.грн под 17,6 % годовых на 5 лет. Кроме того, 1,1% составляет разовая комиссия.

Мы сделали запрос, и выяснили, что КП “Международный аэропорт “Запорожье” уже взяло 8 млн, по состоянию на 1 октября, из кредитной линии в 10 миллионов. Также было выплачено 6,6 млн.грн  по процентам, а основную сумму еще не погашали.

Также, по состоянию на 1 октября, город получил в “Ощадбанке”  203 млн.грн, выплатив 32 млн.грн по процентам. И мы уже выбрали всю кредитную линию в четверть миллиарда в “Укргазбанке”, выплатив 38,3 млн.грн процентов, и 10,4 млн по телу кредита.

Итого, за уже прошлогодние кредиты в этом году Запорожье выплатило 87,3  миллионов гривен. При том, что это выплачиваются большей частью только проценты, пока еще — без основной части “тела”.

А давайте посчитаем, сколько надо будет выплачивать уже в следующем году 2020-м году, с “полной нагрузкой” — и процентами, и телом?

Аэропорт — 10 миллионов, на пять лет, под 7,5 годов. Каждый год КП должно выплачивать 2 млн.долларов или 50,2 млн.грн по кредиту, и 750 тыс.долларов или 18,8 млн.грн по процентам. Итого — 79 миллионов гривен в год. Сегодня чистая прибыль КП только начинает приближаться к этим показателям, малейшее валютное колебание или спад экономической жизни в стране заставят горсовет, как гаранта по долгу, докладывать деньги из бюджета еще и на эту выплату.

Два кредита по 250 миллионов, тоже на пять лет, со ставкой в гривне в 17,6 годовых. По каждому из них надо платить 94 млн.грн в год — 50 миллионов по “телу” и еще 44 миллиона процентов. По каждому, подчеркнем.

То есть, один на аэропорт и два на бюджет — имеем 79 плюс 94 плюс 94, итого — 267 миллионов в год. Подчеркнем — это то, что уже взято, освоено, и от него мы не сможем отказаться.

А теперь о планах “заводомэрии” добавить к этой сумме еще почти столько же.

Что может быть?

В этом году, горсовет планирует взять 55 млн.евро  у “Международной финансовой корпорации”(IFC). IFC — это одно из подразделений Всемирного банка, которое не требует госгарантий под кредиты, в отличие от более известной структуры ВБ — Международного банка реконструкции и развития.

За деньги IFC город хочет профинансировать программу “Розумне місто”.

Цель программы — улучшить инфраструктуру города путем внедрения новых технологий. Ранее, в рамках “Розумного міста”  уже были установлены табло на остановках, gps-трекинг городском транспорте, а также электронные сервисы — медицинский, туристический и другие.
В этот раз, на деньги полученные от корпорации планируют вложить в развитие транспортной системы, во внешнее освещение и решение экологических проблем.

Средства поделят на два транша: первый будет выдан в 2020-м году на сумму 23 млн.евро, а второй — в 2021-м на 32 млн.долларов. На второй транш “дадут добро” лишь в том случае, если аудиторская проверка признает, что деньги по первому траншу были израсходованы добросовестно и по назначению.

Деньги дают под 6-7% годовых на 13 лет. Также горсовет обязуется выплатить разовую комиссию в размере 60 тыс. долларов в течение 30 дней, после получения средств и еще 230-345 тысяч евро единоразово за открытие кредитной линии.

Первые три года будут льготными, то есть горсовет сможет платить только проценты начисленные на сумму, а последующие 10 лет к проценту прибавится и тело кредита. Таким образом, по первому траншу, горсовет обязуется выплачивать 1,4 млн.евро или 39,3 млн.грн в первые три года, и по 3,7 млн.евро или 103,9 млн.грн в последующие 10 лет.

По второму же, нужно будет выплачивать 1,9 млн.евро, это 53,4 млн.грн годовых в льготный период, и по 5,1 млн.евро, что составляет 143,3 млн.грн в последующее годы. Однако, стоит отметить, что в 2020-м году будут местные выборы и потому сложно судить, будут ли преемники нынешней власти брать следующий транш в 2021-м.

Но в итоге, общая сумма выплат за два транша на “Розумне мисто” достигает 247 миллионов гривен — когда они будут освоены в полном объеме и когда придется отдавать и тело, и проценты.

Если сопоставить графики отсрочки, которые дает IFC, с теми выплатами, которые уже должны идти сейчас, то мы получаем, что на 2022 и 2023-е годы приходится “наложение” отдачи долгов и по нынешним и по будущим возможным кредитам. 267 миллионов уже реальных и 247 миллионов возможных — 514 миллионов, пол-миллиарда, придется отдавать в эти годы.

При этом, отдавать мы будем в привязке к курсу доллара. И любое серьезное падение национальной валюты существенно увеличит сумму к возврату. Как было в Запорожье в нулевых годах с кредитом ЕБРР “Водоканалу” и как сейчас происходит в Харькове с кредитом на парк Горького.

Но похоже, что нынешнюю городскую власть столь отдаленные проблемы не волнуют.

 

Вероника Хорольская, Сергей Сидоров

«Запорожский центр расследований»